Kasutaja:Geonarva/Kynnap

Allikas: Vikipeedia

Введение[muuda | muuda lähteteksti]

Яан Кюннап на вершине пика Ленина (7134 метра) в 1989 году. Впервые сине-чёрно-белый флаг Эстонии был поднят на вершине семитысячника.

[рабочая версия]

Tõustes üles vabaduse poole

Яан Кюннап – эстонский фотограф, альпинист и тренер-инструктор. Тысячи его фотографий загружены в банк фотографий Википедии Wikimedia Commons, в 2019 и в 2020 году он был выбран фотографом года. В конце 1960-х годов он приступил к работе на спасательном судне водолазом, а в 1970-х начал заниматься альпинизмом и фотографией. В 1987 году Кюннапу присвоили почётное для альпинистов звание, получить которое можно только покорив вершины четырёх гор-семитысячников.

Далее рассмотрим фотографии Яана Кюннапа, сделанные им в годы перехода Эстонии от оккупации к восстановлению свободы.

...

Политическое лето 1988 года в Таллине[muuda | muuda lähteteksti]

Быстрые изменения в эстонском обществе, имевшие местов 1988 году, имели широкий отклик во всех сферах жизни. В апреле этого года на Тартуских днях охраны музыки широкой общественности был представлен сине-чёрно-белый национальный флаг, а на днях музыки, организованных в конце мая, началось триумфальное шествие Пяти песен времен пробуждения. На тех же самых днях музыки у участников было множество триколоров. Ещё более массовым стало использование национальных триколоров во время прошедших в июне Днях старого города, которые переросли в своеобразные ночные Певческие праздники, в них приняло участие необычайно много людей: всего примерно 100 000 человек, в основном молодёжь. За лето носившие массовый характер мероприятия в духе национального пробуждения разрослись и достигли пика в сентябре 1988 года, когда в прошедшем на Таллинском Певческом поле крупном мероприятии "Песня Эстонии" приняли участие около 300 000 человек.[1]

Значительные изменения произошли и в политике. Летом 1988 года почти полностью заменили высшее руководство ЭССР, в том числе первого секретаря коммунистической партии и председателя Совета Министров. В это же время усилились позиции в обществе как, так и созданной в августе первой политической партии Эстонии – Партии национальной независимости Эстонии. Также по инициативе новых национально настроенных политических сил и при широкой поддержке народных масс освободили из тюремного заключения в РСФСР диссидента, который 17 октября 1988 года вернулся в Эстонию.[1]

Многие события 1988 года мы видим через объектив камеры Яана Кюннапа. На нас смотрят, поддерживающие возвращение Энна Тарто люди и первый триколор на Ратушной площади, за который вынесшие его люди были заключены под стражу. В 1988 году фотографов, конечно же, было ещё немного, и, поскольку сколько-нибудь крупные фотоаппараты были прежде всего у профессиональных фотографов, то люди с такими камерами легко могли пройти куда угодно.

...

Ночные певческие праздники[muuda | muuda lähteteksti]

Во время дней Старого Таллина в 1988 году прошли ночные Певческие праздники, во время которых каждую ночь с 6 по 13 июня молодёжь собиралась и пела песни. 11 сентября того же года на Певческом поле прошло мероприятие «Песня Эстонии», на котором прозвучали политические требования и исполнялись патриотические песни. Исполнение патриотических песен играло в протестном движении того времени важную роль и именно по этому этот период известен как поющая революция.

Организация ночных Певческих праздников была самой значительной и одновременно наиболее популярной формой протеста против действующей системы и формы правления из тех, что использовали в конце 1980-х годов силы эстонского национального пробуждения. Их значение состояло прежде всего в том, что среди народа возникало чувство единения и общности, что в свою очередь было предпосылкой для дальнейших переломных политических событий, причём большинство из тех, кто принимал участие в певческих праздниках, были молодыми людьми.

Главный организатор первого ночного Праздника песни Энно Селиранд специально пригласил Кюннапа для того, чтобы тот фотографировал происходящее. По воспоминаниям фотографа, ему удалось побывать на ночных Певческих праздниках два или три раза, и именно в эти несколько вечеров были сделаны следующие фото. ...

Возвращение триколора[muuda | muuda lähteteksti]

22 сентября 1944 года советские войска заняли Таллин и заменили триколор на башне Длинный Герман, который развевался там всего три дня, красным флагом[2]. Когда в январе 1989 года Верховный Совет ЭССР принял закон о языке, согласно которому эстонский язык получил статус государственного языка, а 24 февраля снова объявили Днём независимости, стало возможным говорить об использовании символов Эстонской Республики. Вечером 23 февраля На башне Длинный Герман спустили флаг ЭССР, а ранним утром следующего дня, в День независимости Эстонской Республики 24 февраля 1989 года, спустя более чем 45 лет на флагштоке вновь развевался эстонский триколор.[3]

На этой серии фотографий показан подъём сине-чёрно-белого триколора на Тоомпеа утром 24 февраля 1989 года. Причём подготовка этого события заняла несколько дней, а альпинистам Михаилу Собельману и Алексею Ковальчуку пришлось очищать башню Длинный Герман от мха и веток. Также они доставили сине-чёрно-белый флаг на верхушку башни и подготовили к подъёму. Стены со стороны парка Шнелли и окрестности Хирвепарка в своё время также чистил Кюннап, поэтому он знал о происходящем заранее.

...

Вспоминая былое[muuda | muuda lähteteksti]

Одним из тяжелейших преступлений против человечности, которое совершила советская власть в Эстонии и других странах Прибалтики, были массовые депортации 1941 и 1949 года. Первая из них, т.н. июньская депортация 1941 года, прошла в ночь на 14 июня 1941 года, когда из Эстонии депортировали в различные лагеря на территории РСФСР примерно 10 000 человек, многие из которых позже были убиты или погибли, проживая и работая в нечеловеческих условиях. Обратно в Эстонию вернулась примерно половина депортированных в 1941 году. [4]

14 июня 1949 года впервые в Таллине собралось на Линдамяги так много людей, чтобы помянуть жертвы июньской депортации. На следующей серии фотографий показано именно это событие. Также на фото запечатлено первое собрание в парке Таммсааре и наполовину приспущенный триколор на башне Длинный Герман.

...

Восстановление памятников[muuda | muuda lähteteksti]

Прошедшая в 1918–1920 годах Освободительная война стала боевым крещением эстонской государственности, когда молодому государству пришлось с оружием в руках противостоять двум мировым державам. Закончившийся победой военный конфликт до сих пор является одним из наиболее значимых достижений Эстонского государства, в честь которого и в память павших в боях воинов в 1920-х годах установили сотни небольших и значительных памятников и монументов. С приходом Советской власти постепенно все памятники, сооружённые в честь победы в Освободительной войне, были демонтированы.

С связи с изменениями в общественной и политической ситуации во второй половине 1988 года началось активное восстановление памятников, посвящённых событиям Освободительной войны, которое стало ещё более активным в 1989 году. Их восстановление продолжается до сих пор, сооружаются и совершенно новые памятники. На фотографиях ниже показано восстановление памятника погибшим в Освободительной войне в Косе 17 июня 1989 года.

Хотя Кюннап родился в деревне Кыуэ, его семья вскоре переехала в Вилама и в школу он ходил как в Палвере, так и в Косе. В дальнейшем жизнь занесла Кюннапа в Таллин, но в 1989 году в начале лета дети его сестры закончили среднюю школу в Косе, поэтому и появилась возможность наблюдать за восстановлением памятника погибшим в Освободительной войне. На фото видим и тележурналиста Айна Алласа, который был одноклассником Кюннапа и до сих пор живёт в посёлке Косе.

Где ещё в Эстонии имеются памятники павшим в Освободительной войне? Их расположение обозначено здесь.

...

Стоя за свободу[muuda | muuda lähteteksti]

Поскольку в 1989 году при общении с центральными властями в Москве стал актуальным вопрос правовой оценки пакта Молотова-Риббентропа, то целью Эстонии и остальных стран Балтии стало как можно быстрее добиться осуждения пакта Молотова-Риббентропа законодательными органами СССР.[5]

На начавшуюся в Москве тактику затягивания три Балтийских государства отреагировали исключительной акцией протеста – была организована Балтийская цепь, в которой приняли участие около 2 миллионов человек, в т.ч. 600 000 из Эстонии, и они образовали цепочку из людей от Таллинна до Вильнюса. Проведённая в 50-ю годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1989 года мирная массовая манифестация вызвала значительный интерес в мире и способствовала информированию о стремлении стран Балтии к независимости. В декабре этого же года Съезд народных депутатов Союза ССР признал недействительным и неправомочным пакт Молотова-Риббентропа и секретных протоколов к нему с момента подписания.[6] В наши дни 23 августа отмечается как День памяти жертв коммунизма и нацизма.

За день до этого Кюннап спустился с гор Памира и даже ещё толком не акклиматизировался. В гостях у друзей выяснилось, что что-то происходит и поэтому Кюннап отправился с Тоомасом Кийге и Яном Сюлдом фотографировать участников Балтийской цепи. Все трое были членами Таллиннского Фотоклуба. На «Жигулях» доехали до Кохила, где Кюннап отснял несколько плёнок и даже сам успел в заранее указанное время постоять в живой цепочке.

...

Интердвижение в 1990 году[muuda | muuda lähteteksti]

30 марта 1990 года было принято решение о государственном статусе Эстонии. Согласно этому решению был провозглашён переходный период, который был должен закончиться восстановлением государственной независимости на основе преемственности. В апреле того же года безрезультатно закончились переговоры между странами Балтии и руководством СССР, поскольку насущность предложенного Москвой союзного договора для стран Балтии потеряла актуальность.[7]

Вследствие этого повысилась активность политических сил с проимперскими настроениями. Непосредственным поводом для выступления интердвижения было решение Верховного Совета ЭССР от 8 мая, согласно которому завершили использование флага, герба и гимна Эстонской ССР и официально восстановили название государства Эстонская Республика. 9 мая состоялся последний крупный военный парад вооружённых сил Советского Союза на площади Свободы и рабочие дружины во главе с Михаилом Лысенко организовали вместе с членами Интердвижения пикет перед зданием КПЭ (в наши дни - Министерства иностранных дел), а на крыше здания Таллинской горуправы водрузили красный флаг Эстонской ССР.[8]

Кюннап фотографировал как военный парад, так и последующее за ним собрание людей у памятника Ленину, стараясь запечатлеть на отдельных снимках ключевые фигуры Интердвижения. При этом, например, Евгений Коган работал в Производственном объединении рыбной промышленности Эстонии "Океан", на котором Кюннап был в должности водолаза, хотя лично он никогда Когана не встречал и с ним не общался.

...

Тоомпеа атакуют![muuda | muuda lähteteksti]

15 мая 1990 года на Тоомпеа прошла крупнейшая из организованных Интердвижением демонстраций. В ходе этой демонстрации сотни членов Интердвижения вошли во двор замка Тоомпеа, однако внутрь самого замка им войти не удалось. В тот же самый день аналогично произошло нападение на здание парламента Латвии. Глава правительства Эстонии Эдгар Сависаар в прямом эфире Радио Эстонии призвал людей на помощь: "Тоомпеа атакуют! Повторяю: Тоомпеа атакуют!". У замка начали собираться большие массы эстонцев и члены Интердвижения были вынуждены отступить. К счастью, до насилия между прибывшими к замку эстонцами и членами Интердвижения не дошло. Через некоторое время на так называемых заводах союзного значения начались всеобщие забастовки.[9]

Кюннап по радио услышал о происходящем на Тоомпеа, положил в рюкзак термос с кофе и бутылку его покрепче и также пошёл посмотреть, что происходит. В это же время на Тоомпеа собралось огромное количество эстонцев. На фотографиях можно видеть вторую половину события, когда члены Интердвижения отступают под натиском эстонцев. На следующий день Кюннап снова побывал на том же месте.

...

Обратно в горы[muuda | muuda lähteteksti]

Начиная с 1984 года до распада Советского Союза Кюннап каждое лето 1-3 месяца работал спасателем в горах. Он оставался бы и дальше, и его приглашали, но оформление различных разрешений для иностранцев стало крайне сложным. Был он в горах и в августе 1991 года, и его посетила мысль: как же он попадёт обратно домой, если Советского Союза больше нет, а у него паспорт несуществующего больше государства.

Сине-чёрно-белым триколором Кюннап обзавёлся несколькими годами ранее и всегда брал его с собой в горы. Например, в 1987 году были сделаны его снимки с этим флагом на фоне Пика Евгении Корженевской (7105 м) и Хан-Тенгри (7010 м). В 1989 году он взял флаг на Пик Ленина (7134 м) и это был первый раз, когда эстонский триколор побывал на вершине горы-семитысячника.

На фотографиях далее запечатлён подъём на пик Евгении Корженевской в 1990 году. Перед флагом лежит Михаил Собельман, который участвовал в очистке башни Длинный Герман в 1989 году. Позднее Собельман эмигрировал в Израиль.

...

  1. 1,0 1,1 Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 379.
  2. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 225.
  3. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 382.
  4. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 176–177.
  5. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 383.
  6. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 384.
  7. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 387.
  8. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 388.
  9. Pajur, A., Tannberg, T. (2005). Eesti Ajalugu VI, lk 388.